Что случилось с Eviterra?

Eviterra
В самый разгар Нового Года перестал работать сайт Eviterra, занимавшийся продажей авиабилетов. Случилось это 31 декабря 2013 года. Причем клиенты портала обнаружили, что их уже раннее купленные проездные аннулированы.

Руководство Eviterr’ы поспешило обвинить во всем своих партнеров из «Авиа Центра», которые в свою очередь ответили обвинением в неуплате долгов.

В сложившейся ситуации пострадали не только тысячи клиентов, уже оплатившие перелеты и оставшиеся ни с чем, но и конкуренты Eviterr’ы, а также весь рынок, которым уже интересуются в Следственном комитете.

Летом 2013-го года основатель компании Eviterra Николай Заярный уверял, что не собирается заниматься в ближайшее время другой деятельностью, однако даже если все разрешится благополучно, вряд ли после этого кто-то осмелится воспользоваться услугами Eviterr’ы.

В начале января 2014-го года сайт Eviterra объявил своим клиентам о том, что «Авиа Центр» аннулировал более 6000 уже купленных билетов.

Позже было опубликовано другое сообщение. В нем говорилось, что «Авиа Центр» не будет аннулировать билеты, вылет по которым должен состояться с 6 по 11 января, а еще позже, 7 января, было объявлено и о том, что «Авиа Центр» согласился восстановить билеты до 19 января. За возникшую ситуацию сайт Eviterra всю вину возложил на партнера – «Авиа Центр». Те в свою очередь ответили собственным пресс-релизом. Его содержание гласило, что были аннулированы только неоплаченные билеты, а долг Eviterr’ы составляет внушительные 200 миллионов рублей.
Кто больше виноват, Eviterra, не платившая по долгам и накопившая внушительную сумму, или «Авиа Центр», который пошел на крайние меры и оставивший клиентов без билетов, предстоит решить Следственному комитету. По этому делу уже начата проверка, но Eviterra зарегистрирована в Великобритании, это может стать серьезным препятствием при взыскании средств.

Чтобы понять ситуацию и выяснить причину краха одного из самых перспективных стартапов, нужно взглянуть на рынок продаже авиабилетов изнутри.

В Интернете за короткий срок появилось много сайтов, которые предлагают не только подбор, но и продажу билетов на авиарейсы. Сами же авиакомпании на удивление не могут соперничать со специализированными порталами. А все потому, что их официальные веб-страницы зачастую очень неудобны, а цены на билеты завышены.

При этом авиакомпаниям невыгодно сотрудничать с мелкими фирмами, поэтому они отдают предпочтение оптовым закупщикам и консолидаторам. У таких реселлеров объемы продаж не столько велики, что они могут просить у авиакомпаний предоставление специальных условий в виде пониженных тарифов на билеты.

Однако разработка собственного портала по продаже авиабилетов дело сложное и не каждому консолидатору под силу. Именно из-за этого приходится прибегать к помощи субагентов, таких как OneTwoTrip или Anywayanyday. Такие порталы могут предложить своим клиентам дополнительные услуги типа SMS-оповещений о рейсах, бронирования отеля или дополнительной страховки. Как мы видим, тут важна не только цена, но и удобство конечного потребителя. Именно по этому причине многие ведущие игроки на рынке вкладываются в эти дополнительные услуги. Именно к таким компаниям и относилась Eviterra.

Но на этом рынок не заканчивается, существует еще один уровень – это «метапоисковики», такие как AviaSales или Skyscanner. Их роль – это поиск выгодных предложений среди всех агентов и перенаправление пользователей. В ситуации с Eviterra пострадали и они, причем понесли как финансовые, так и репутационные издержки. Известно, что Eviterra осталась должна не только «Авиа Центру», но и одному из «метапоисковиков». Кроме того, существенно упало доверие целевой аудитории, многие из клиентов попадали на сайт Eviterra как раз через такие порталы, как AviaSales.

Рассказать друзьям

Комментарии